Рассрочки на маркетплейсах

Приобретение товаров в рассрочку – очень удобный и выгодный, на первый
взгляд, способ получить желаемое: товар получил сейчас, а рассчитываешься
частями «без процентов и переплат». В чем их опасность такого шоппинга, как
рассрочка влияет на кредитную историю в интервью Радиоспутник рассказа
эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко.

Нужно учитывать, что немало рассрочек фактически являются кредитованием от
банка/МФО. Крупные маркетплейсы создают свои финансовые организации для
предоставления подобных услуг, а также привлекают партнерские сервисы. В случае
просрочки платежей будут «капать» проценты, штрафы/пени (по аналогии нарушения
условий грейс-периода по кредитной карте). Также просрочки отразятся на кредитной
истории. Поэтому при оформлении оплаты по частям покупатель нередко получает
полноценный кредитный продукт, а рассрочка – лишь условно беспроцентный период для
возвращения долга. Для приобретения товара на условиях рассрочки требуется заключить
договор с финансовой организацией, который содержит признаки кредитования (санкции
за просрочку платежей, срок «беспроцентного возврата» стоимости товара), требуется
идентификация покупателя (например, доступ к паспортным данным через авторизацию
на портале «Госуслуги»), оформляется кредитный счет.

Рассрочка может быть и в виде некредитного продукта (BNPL-сервисы). Такие
рассрочки обычно доступны на небольшие суммы (максимум до 30-40 тысяч рублей), и
срок возврата обычно не превышает 2 месяца с платежами каждые 2 недели и первой
частью оплаты при оформлении покупки. Для погашения долга к сервису
«привязывается» уже имеющаяся у покупателя дебетовая банковская карта, с которой
производятся списания в дату оплаты очередного платежа по рассрочке. Оформление
рассрочки в этом случае проще: нет необходимости заключать кредитные договоры, нет
запросов кредитной истории при оформлении, а сам процесс занимает минимум времени
(нужна дебетовая карта и номер телефона). В качестве договора о рассрочке на
маркетплейсе или сайте сервиса выступает публичная оферта, которая является договором
поручения (покупатель поручает купить для него товар и расплачивается позже частями
без переплат).

Экономическая выгода таких услуг как для финансовых организаций, так и для
провайдеров BNPL-сервисов не сразу очевидна. Банки и BNPL-сервисы получают свое
вознаграждение от поставщиков и продавцов товаров, поскольку услуги рассрочки

позволяют повысить объемы продаж/выручки. Нередко подобные сервисы создаются
финансовыми организациями с целью привлечения коммерческих клиентов (когда доступ
продавца к сервису возможен при наличии банковского обслуживания в определенном
банке).
Несмотря на то, что рассрочка может оказаться удобным способом покупок,
использовать такой инструмент для приобретения товара нужно обдуманно, потому что:
повышается риск спонтанных покупок,
повышается финансовая нагрузка на личный/семейный бюджет,
нарушается платежная дисциплина при внесении платежей, что может
негативно отразиться на кредитной истории (при рассрочке от финансовых
организаций), увеличивается размер задолженности. Нередко пользователь,
допустивший просрочку платежей, оказывается в условиях начисления
неустойки, превышающей размер неустойки по обычному
потребительскому кредиту. Это происходит потому, что законодательно
ограничение размера неустойки установлено только для заемщика по
потребительскому кредитованию (не более 0,1 % в день), а на рассрочку это
ограничение не распространяется. Просрочка провайдеру BNPL-сервиса
также не пройдет без последствий (за просрочку предусматриваются
штрафы, возможность дальнейших покупок будет невозможна, а деньги
будут возвращены принудительно в судебном порядке),
чем длиннее срок рассрочки, тем выше стоимость товара (к цене плюсуется
комиссия за пользование рассрочкой),
стоимость товара в рассрочку может быть выше, чем при единовременной
оплате (за счет комиссий, дополнительных услуг).
Перед оформлением рассрочки нужно внимательно прочитать условия ее
предоставления, изучить санкции за нарушение платежной дисциплины и оценить свою
текущую финансовую нагрузку и целесообразность покупки объективно. С марта
следующего года можно будет воспользоваться возможностью наложения самозапрета на
кредитование через «Госуслуги» или МФЦ. Этом поможет не только предотвратить
возможность кредитного мошенничества, но и исключить для себя риск совершения
спонтанных покупок «в долг» и нарушения платежной дисциплины.

Источник: Мои финансы

Последние новости

fingramyakutia.ru
Приглашаем организации летнего детского отдыха на увлекательные финансовые игры — организуйте летний отдых с пользой!
Региональный центр компетенций по финансовой грамотности Республики Саха (Якутия), совместно с Национальным банком России, приглашает школьников на увлекательные финансовые игры,…
fingramyakutia.ruВажно знать!Полезные советы
Вебинары онлайн-проекта «Перезвони Сам»
Минцифры России информирует, что ввиду участившихся случаев интернет-мошенничества и телефонного мошенничества в рамках информационного онлайн-проекта «Перезвони Сам» проводятся обучающие семинары…
fingramyakutia.ruМероприятияНовости
В Нижнем Куранахе реализуется проект по финансовой грамотности населения
В Нижнем Куранахе реализуется проект по финансовой грамотности населения Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева из Якутска стал победителем грантового конкурса…
fingramyakutia.ru
Госдума приняла закон об уголовной ответственности для дропперов. За это преступление грозит лишение свободы сроком до шести лет
Дроппер (или дроп) – это человек, который вовлечен в мошенническую схему, предоставляя свои банковские реквизиты (карту или счет) для перевода…