Как отличить экспертов от инфодельцов

fingramyakutia.ru
Михаил Сергейчик, руководитель проекта НИФИ Минфина России
«Моифинансы.рф»
Справочно
По данным социологических опросов, 53% россиян заинтересованы в развитии своих
финансовых знаний и навыков. Интерес людей к изучению финансов мотивируется
увеличением дохода (так считают 26% респондентов), увеличением
общеобразовательного уровня (15%) и возможностью вести личный бюджет (11%).
Анализ поисковых запросов в сети Интернет показал, что слово «деньги»
пользователи ежемесячно запрашивают около 20 миллионов раз. При этом многие
хотят, чтобы финансовой грамотности обучали еще со школьной скамьи. Примерно
50% граждан хотели бы видеть финансовую грамотность в качестве отдельного
предмета в обязательной школьной программе. Спрос на информацию в этой сфере
рождает предложения от большого числа экспертов разного уровня подготовки и
мотивации. О том как не попасть на уловки лжеэеспертов и не потратить деньги в
пустую в интервью Российской Газете рассказал руководитель Дирекции финансовой
грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.

Ключевое преимущество инфоцыган и мошенников перед добросовестными
игроками на рынке заключается в том, что лжеэксперты не ограничены нормами
законодательства, морали, а зачастую и здравого смысла. А люди часто это не
считывают.

Многочисленные финансовые гуру и организации с сомнительной репутацией
используют элементы социальной инженерии для убеждения аудитории и привлечения
внимания к своим финансовым продуктам. Темы долгосрочного планирования,
экономии, общественных финансов, бюджетной и налоговой грамотности вызывают
меньший интерес, чем возможность быстрого обогащения. Граждане в условиях
переизбытка информации все чаще испытывают сложности с ее верификацией.
В итоге важнейшие сферы выпадают из информационного контекста, что не позволяет
человеку получить комплексное понимание своих прав, обязанностей и возможностей.
При этом часть целевых аудиторий с недоверием относится к советам от
государственной власти, особенно если они носят нравоучительный патерналистский
характер. Если же это совет от финансовой организации – аудитория часто подозревает
ее в преследовании своих коммерческих интересов.
Меняется и аудитория
Интернет – давно уже пространство не только для молодых. Сегодняшние 60-летние
все чаще становятся аудиторией различных телеграм-каналов. При этом они не
отличают «мусорные» паблики от авторитетных ресурсов, не умеют считывать так
называемый кликбейт, ведутся на навязчивую рекламу, переходят по вредоносным
ссылкам и т. п.

Культура потребления информации тоже стала другой
Сегодня мир все больше принадлежит поколениям, которым привычно общение в
социальных сетях, которые любят мемы, стримы, тик-ток, короткие форматы
сообщений. Если знание подается в привычном формате, оно, как правило, лучше
воспринимается. Этим в полной мере пользуются недобросовестные коучи и
мошенники.

Чтобы не проиграть борьбу за доверие аудитории, необходимо объединить
усилия.
Задача государства – выстроить систему получения гражданами достоверной,
своевременной и, что очень важно, доступной информации. В этой работе важны
усилия всех заинтересованных сторон: финансовых организаций, крупнейших
работодателей, экспертов и лидеров мнений, СМИ. Нужно отходить от внутренней
конкуренции за потребителя и наоборот развивать современные и креативные форматы
взаимодействия.

Как распознать недобросовестных коучей на инфорынке.
Нередко пользователи оценивают квалификацию эксперта по субъективным
критериям: уверенный тон, презентабельный внешний вид, красочная демонстрация
достижений, многочисленные положительные отзывы бывших и нынешних учеников.
Псевдокоучи ориентированы на создание такого образа и заманивают «красивой
картинкой».
Главный совет оценивать любую информацию критически, ставить под сомнение
голословные утверждения и искать «пруфы» самостоятельно.
Краткая инструкция, которая поможет отбросить эмоции и заглянуть под красивую
обертку, даже не имея специальных знаний в предмете:
проверить у потенциального учителя наличие профильного образования,
аккредитации (если это необходимо для деятельности) и практики: у насоящего
профессионала дипломы, сертификаты и сведения об опыте нередко
представлены в открытом доступе, а вопросы о подтверждении квалификации
не встечаются негативом;
выяснить, известен ли эксперт в профессиональном сообществе и какая у него
репутация. По-настоящему квалифицированный специалист неизбежно
«засветится» в профильных конференциях, работе по специализации, может
быть упомянут в СМИ («желтая» пресса/паблики и реклама не в счет),
узнать методику и план обучения, включая цели и задачи. Если основная цель
«учителя» побыстрее «настричь купонов», а после затереть негативные
комментарии, двинуться дальше и не беспокоиться о результате и качестве
знаний, никакой методики не будет. Настоящие эксперты не станут портить
свою репутацию невыполнимыми обещаниями, а недобросовестные «гуру» и
обманщики непременно предлагают почти фантастический результат в
максимально короткий срок и не приемлют сомнений в «успехе»;
изучать отзывы на сторонних ресурсах, связаться с теми, кто уже прошел
«курсы», и проанализировать их опыт.
Предыдущая запись
Кто такие дропперы и как не стать соучастником преступления
Следующая запись
С долгами за границу: пустят или нет
Меню