С февраля 2022 года регулятор начал отслеживать аферистов в социальных сетях, мессенджерах и мошеннических мобильных приложениях. Раньше он выявлял только сайты и телефоны преступников. За прошедший год Банк России обнаружил почти 2000 мошеннических групп в соцсетях и больше 20 фальшивых приложений. Чаще всего они выдавали себя за официальные каналы банков и микрофинансовых организаций, страховщиков, инвестиционных советников и брокеров.
Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций
Если вы столкнулись с мошенниками:
- Сразу же напишите администраторам соцсетей и магазинов приложений. Возможно, они оперативно закроют каналы обманщиков.
- Свяжитесь с организацией, от имени которой действуют мошенники. Компании сами заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее удалить поддельные аккаунты и приложения.
- Чтобы ускорить блокировку, сообщите о подозрительных группах и приложениях в Банк России через интернет-приемную или форму анонимного информирования. Он проверит информацию и отправит ее в прокуратуру.
- Если аферистам удалось выманить у вас деньги или персональные данные, с помощью которых можно получить доступ к вашим счетам или взять кредит на ваше имя, подайте заявление в полицию. Возможно, правоохранители поймают аферистов, и тогда у вас будет шанс вернуть украденное.
- Не забудьте сообщить о краже в свой банк. Финансовые организации передают информацию о счетах и картах мошенников в единую базу данных, за обновлениями в которой следят все банки. Если они видят в ней счет своего клиента, то тут же блокируют ему дистанционный доступ, и преступники не могут вывести украденные деньги.
Источник Финансовая культура
Где злоумышленники ищут жертву и кто наиболее подвержен обману
Пострадать от действий финансовых мошенников может любой человек, независимо от его возраста и статуса. Тем не менее опрос Банка России позволил сформировать среднестатистический портрет клиента банка, наиболее уязвимого для обмана:
- Возраст от 25 до 44 лет.
- Проживает в городе.
- Работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием.
- Активно пользуется банковскими онлайн-сервисами.