Способы ведения семейного бюджета

Важно знать!

Вести семейный бюджет без финансового планирования невозможно. В этой статье я расскажу вам, какие способы ведения семейного бюджета можно применить на практике, а вы выберете удобный для вас.

Согласитесь, что часто происходит следующее — мы получаем зарплату и, на следующий день денег уже почти не остается. Почему так происходит? Почему деньги утекают сквозь пальцы?

На эти вопросы вы сможете себе ответить, только тогда, когда заведете полезную привычку — вести учет доходов и расходов.

Рассказываю, как составить семейный бюджет, чтобы на всё хватало, деньги копились и никто из членов семьи не чувствовал себя обделённым.

Семейный бюджет — это совокупность фактических доходов и расходов семьи за определённый период времени.

К доходам относятся все источники поступления денег: зарплата, пособия, пенсии, подработки, проценты по вкладам, доход от сдачи в аренду жилья, кэшбэк по банковским картам, поддержка от родственников и т. д.

Расходы — это всё, на что семья тратит деньги: от обязательных платежей по ипотеке и коммунальным услугам до проезда в общественном транспорте. Расходы делятся на:

  • постоянные (ЖКХ, кредиты, продукты);
  • непредвиденные (ремонт техники, медицинская помощь).

Также расходы можно систематизировать по периодичности: ежегодные, ежемесячные, еженедельные, ежедневные, сезонные и т. д. Необходимо учитывать в бюджете семьи и личные траты каждого её члена, а также домашних питомцев.

Ведение семейного бюджета поможет:

  • Знать, на что идут деньги.
  • Обозначить приоритеты в тратах и избавиться от ненужных.
  • Рассчитывать, на что хватит денег и планировать расходы.
  • Избавиться от долгов.
  • Научиться копить и решать финансовые задачи.
  • Получить финансовую стабильность.
  • Снизить напряжение в семье, если возникают конфликты из-за денег.
  • Определить подход к финансам с перспективой их преумножения.

Кроме того, если в семье есть дети, планирование бюджета даст им основы финансовой грамотности и поможет в будущем качественно распоряжаться самостоятельными доходами.

Типы и способы ведения семейного бюджета, их плюсы и минусы

Главное в ведении семейного бюджета — умение договариваться. Важно, чтобы все члены семьи понимали значимость финансового планирования и были готовы в этом участвовать. Также нужно определить, кто будет «главным бухгалтером». Это первый шаг.

Когда получилось достигнуть принципиальной договорённости, решайте, как распределить семейный бюджет. Это можно сделать любым приведённым ниже способом, учитывая структуру доходов и возможные поводы для конфликтов.

1 Вариант — Совместный бюджет

Когда все деньги общие.

Плюсы:

Всем очевидно, на что и сколько денег тратит семья.

Удобнее копить на крупные покупки.

В случае неравнозначности доходов снимает напряжение в вопросе целей и трат, если достигнуто согласие по этому поводу.

Минусы:

Распределение средств на личные расходы может показаться кому-то из членов семьи несправедливым, особенно тем, кто не работает, или зарабатывает существенно меньше, чем партнёр.

2 Вариант — Смешанный бюджет

Условно-совместный бюджет: все имеющие доходы членов семьи складываются на общие расходы, но при этом, часть заработанных денег каждый оставляет себе.

Плюсы:

Все понимают, сколько составляет общий семейный бюджет и как он тратится.

У каждого остаются деньги на личные расходы.

Минусы:

Могут возникнуть споры по поводу размера взносов в «общий котёл». Они должны быть соразмерны доходам члена семьи, но при этом достаточны для покрытия необходимых расходов.

Необходимо регулярно проводить учёт поступаемых средств и корректировать бюджет с учётом следования выбранному финансовому плану.

3 Вариант — Раздельный бюджет

Каждый член семьи распоряжается своими доходами самостоятельно. Общие расходы оплачиваются по очереди или распределяются.

Плюсы:

Все остаются финансово независимыми и отвечают только за свои доходы и расходы.

Минусы:

Могут возникать разногласия в вопросах совместных расходов — какова очерёдность оплаты или кто за какие счета/услуги платит.

Из-за недопонимания или низкой ответственности кто-то может оказаться не готов исполнить свои очередные финансовые обязательства.

В случае неравноценного дохода такая модель может привести к конфликтам.

Варианты распределения средств семейного бюджета

Экономисты и социологи, выбравшие семейное финансовое планирование сферой своих интересов, разработали различные стратегии распределения средств внутри ячеек общества. Вот основные из них:

Правило 50/30/20

Суть в следующем:

50% дохода направлены на основные расходы (оплата жилья, счетов ЖКХ, покупка продуктов и т. п.).

30% идут на развлечения и другие необязательные траты.

20% уходят на выплату кредитов и долгов, а также в резерв.

Правило 80/20 или Правило Парето

Этот вариант назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето, который сформулировал эмпирическое правило «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».

Соответственно, применяя это понятие к семейному бюджету, предлагается на оплату задолженностей и создание денежного резерва тратить 20% средств, а 80% на всё остальное.

Процентное соотношение можно корректировать с учётом ситуации в конкретной семье, но важно сначала откладывать/инвестировать, а потом уже тратить. Также для повышения эффективности модели необходимо в первую очередь стремиться к закрытию кредитов и долгов.

Правило 60/10/10/10/10

Эту схему называют «методом конвертов».

Весь доход делится на 5 частей:

60% — текущие расходы.

10% — развлечения.

10% — накопления.

10% — долгосрочные покупки и выплаты.

10% — нерегулярные расходы.

В целом все схемы финансового планирования рекомендуют направлять на текущие затраты примерно половину бюджета и выделять 10–20% процентов на сбережения и инвестиции, а все оставшиеся деньги распределять на другие цели и нужды. В случае их нехватки на одну сферу расходов, нужно изыскивать резервы из любой другой, кроме сбережений.

Учитесь анализировать свои траты и оптимизировать их. Запомните простое правило — всё, что мы сэкономили — мы заработали. И эти сэкономленные (заработанные средства) мы можем направить на достижение своих целей.

Предыдущая запись
Как распознать мошенников?
Следующая запись
Марафон финансовой грамотности в Республике Саха (Якутия)
Меню