Финансовый уполномоченный – кто это и как он может помочь?

Кто такой – финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный – это независимое должностное лицо, которое осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами, позволяя избежать обращений в суд.

Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный рассматривает в досудебном порядке споры, возникшие между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, взаимодействующими с финансовым уполномоченным, к которым потребители имеют требования имущественного характера в размере не более 500 тысяч рублей (кроме споров по ОСАГО, которые рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от размера (суммы) требований), если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Как следует из приведенного выше определения, финансовый уполномоченный рассматривает не все споры с участием финансовых организаций.

В соответствии с Законом № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает только те споры, которые одновременно соответствуют следующим критериям.

Первый критерий.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение потребителя финансовых услуг с требованием к финансовой организации, оказавшей ему услугу. Потребитель финансовых услуг – физическое лицо:

  • с которым или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • которому оказывается финансовая услуга, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В случае если потребитель уступил свое право требования к финансовой организации третьему лицу, на такое лицо также распространяется порядок досудебного урегулирования споров.

Второй критерий.

Требование потребителя должно носить имущественный характер. Иными словами, требование потребителя должно быть связано с взысканием с финансовой организации денежных средств* в пользу потребителя финансовых услуг. *Исключение составляют требования потребителя об организации и оплате страховой организацией восстановительного ремонта поврежденного имущества, например, поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско. Обращаем ваше внимание, что требования о компенсации морального вреда и о возмещении убытков в виде упущенной выгоды финансовым уполномоченным не рассматриваются. Такие требования подлежат рассмотрению судом.

Третий критерий. 

Ограниченный размер требований. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения, в которых размер требований потребителя не превышает 500 000 рублей. Данное ограничение не относится к требованиям по договорам ОСАГО, которые рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от их размера.

Четвёртый критерий.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения только в отношении тех финансовых организаций, которые обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным или взаимодействуют с ним на добровольной основе. Направить обращение финансовому уполномоченному можно в отношении страховых организаций (кроме организаций, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовых организацийкредитных организацийкредитных потребительских кооперативовломбардов и негосударственных пенсионных фондов.

Информация о перечисленных организациях содержится в реестре финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным

В отношении каких финансовых организаций потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному? Обращаем ваше внимание, что финансовым уполномоченным рассматриваются споры в отношении действующих организаций. Если у организации отозвана лицензия, она исключена из реестра финансовых организаций соответствующего вида, находится в процессе ликвидации, ликвидирована, прекратила свое существование или была признана фактически прекратившей свою деятельность, споры в отношении таких организаций финансовым уполномоченным не рассматриваются.

Пятый критерий. 

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. В случае пропуска указанного срока, финансовый уполномоченный вправе восстановить срок подачи обращения. Для рассмотрения вопроса о восстановлении срока необходимо подать соответствующее заявление, в котором должны быть указаны причины пропуска указанного срока и к которому должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.

В случае, если ваш спор соответствует всем перечисленным выше критериям и отсутствуют иные основания для отказа в рассмотрении обращения, установленные Законом № 123-ФЗ, за защитой своих прав до обращения в суд вы должны обратиться к финансовому уполномоченному.

Официальный сайт: https://finombudsman.ru/

Предыдущая запись
Преемственность в формировании финансовой грамотности детей дошкольного и школьного возраста.
Следующая запись
Конкурс проектов инициативного бюджетирования стартовал на сайте www.budget4me.ru
Меню