Региональный центр компетенций по финансовой грамотности Республики Саха (Якутия)

Инициативное бюджетирование

Что такое — инициативное бюджетирование?

Инициативное бюджетирование – это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения предложений по целям и направлениям расходования определенной части средств местного бюджета. Через механизм инициативного бюджетирования реализуются конкретные проекты предложенные местными сообществами. Например ремонт дома культуры, разбивка сквера, строительство спортивной площадки.

Инициативное бюджетирование – технология участия граждан в определении приоритетов расходов бюджетных средств и последующей реализации проектов направленных на решение вопросов местного значения.

Когда появилось инициативное бюджетирование?

Идея инициативного бюджетирования появилась в Бразилии в конце 80-х годов прошлого века как предложение дать жителям право самостоятельно решать, куда будет направлена часть тех бюджетных средств, которые ранее распределялись исключительно местными депутатами. Поэтому термин инициативное бюджетирование происходит от английского participatory budgeting (бюджетирование на основе широкого участия) и иногда может переводиться как «партисипаторное» бюджетирование).

Среди особенностей инициативного бюджетирования следует назвать:

— поддержка инициатив граждан, направленных на решение вопросов местной инфраструктуры;

— участие населения в реализации проектов на всех стадиях от составления документации до контроля и эксплуатации;

— софинасирование гражданами субсидий из государственных бюджетов;

— встроенность в национальную административную и бюджетную системы.

Поддержка гражданских инициатив на Федеральном уровне

Инициативное бюджетирование получило активное развитие в части законодательного закрепления на федеральном уровне. Законопроекты об инициативном бюджетировании, разработанные в 2019 году Минфином России совместно с Минюстом России, легли в основу законопроектов, внесенных 3 февраля 2020 года в Государственную Думу Российской Федерации1. Указанные законопроекты были разработаны во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года, а также поручения по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон № 236-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003». Теперь на законодательном уровне закреплено право граждан и инициативных групп граждан выдвигать инициативные проекты. Если они будут поддержаны на общем сходе граждан, то подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.

Также 20.07.2020 были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и законодательно утверждены такие понятия как «инициативный проект» и «инициативный платеж».

Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) – одна из форм инициативного бюджетирования. Инициативное бюджетирование является одним из наиболее перспективных и активно развивающихся за последние годы направлений проекта Минфина России «Бюджет для граждан».

Федеральная программа «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации на 2016-2021 гг.» реализуется в рамках Соглашения между Министерством финансов Российской Федерации с Всемирным банком. В настоящее время проекты инициативного бюджетирования реализуются в 69 субъектах Российской Федерации.

Общий объем средств на реализацию проектов инициативного бюджетирования в 2019 году превысил 24 миллиарда рублей. Участие граждан в инициативном бюджетировании дает существенную экономию при реализации отобранных гражданами проектов. Уменьшает долю государственных средств в проектах, средства софинансирования населения, бизнеса и муниципалитетов составляют до 30% общего объема средств.

В числе безусловных экономических эффектов инициативного бюджетирования следует назвать существенную экономию средств при последующей эксплуатации объектов. По подсчетам министерства финансов Ставропольского края экономическая эффективность проектов инициативного бюджетирования составляет от 2,3 до 6%.

В результате реализации ППМИ решаются следующие практические задачи:

— создание или восстановление объектов социальной и инженерной инфраструктуры местного уровня, необходимых для предоставления качественных услуг населению;

— дальнейшее развитие механизмов взаимодействия власти и населения за счет практической совместной работы по выявлению и согласованию социальных приоритетов, выбору, реализации и мониторингу проектов ППМИ;

— повышение эффективности бюджетных расходов путем вовлечения общественности в процессы принятия решений на местном уровне и усиления общественного контроля за реализацией микропроектов.

Долгосрочными эффектами ППМИ являются рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг, работой ОМСУ и качеством использования бюджетных средств, минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и власти, повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления.

Программа поддержки местных инициатив (далее — ППМИ) была разработана экспертами Всемирного банка по заказу Правительства Российской Федерации в 2005-2006 годах и прошла апробацию в 2007 году в Ставропольском крае. Взятый за основу лучший международный опыт, позволил создать технологию и практику, которая эффективно и в значимых масштабах дает возможность реализовать потенциал граждан в местном самоуправлении и обеспечить ее методологическую поддержку. Практика инициативного бюджетирования распространяется в субъектах Российской Федерации очень активно, в настоящее время проекты инициативного бюджетирования реализуются в 63 субъектах Российской Федерации.

Каждый гражданин в установленных пределах имеет право участвовать в принятии решений о распределении средств местного бюджета. А также контролировать эффективность их расходования – в том числе потому, что как вы уже знаете, самая большая часть доходов бюджета формируется за счет налогов, которые платим мы или организации, в которых мы работаем.

Самый привычный способ, который по сути не требует от гражданина никаких действий, — через депутатов. Депутаты являются представителями граждан во власти, вот отсюда термин «представительная власть». Именно депутаты утверждают бюджет, т.е. принимают решение о направлениях расходования бюджетных средств.

Другой способ – это непосредственное участие граждан в принятии решений на разных этапах бюджетного процесса.

В настоящее время в Российской Федерации применяется механизм — Инициативное бюджетирование (ИБ).

С какого года ППМИ появилась в Якутии?

С 2017 года на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2017 года № 170 «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» реализуется Программа поддержки местных инициатив (далее – ППМИ). ППМИ была разработана экспертами Всемирного банка по заказу Правительства Российской Федерации. В 2017 году в бюджете республики было предусмотрено 32 млн. рублей, были отобраны 5 пилотных районов:

· Верхневилюйский,

· Усть-Алданский,

· Хангаласский,

· Чурапчинский

· ГО «Жатай».

Всего на конкурс поступило 56 заявок, прошли конкурсный отбор 32 заявки, на каждый проект выделялась субсидия в размере 1,0 млн. рублей. Так например, в с. Чурапча на итоговом собрании присутствовали 1381 человек.

На первом месте в 2017 году стояли заявки по обустройству спортивных площадок. С 2019 года в ППМИ участвуют все муниципальные образования республики. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (ППМИ) распределяются на конкурсной основе.

С самого начала реализации Программа поддержки местных инициатив получила большой отклик и поддержку у местного населения. Люди приходят на выборы проектов как на праздник, организуются концерты и выступления. В среднем в наслегах проходили совещания с участием от 100 до 400 человек, что наглядно показывает высокий интерес граждан. На конкурс проектов ППМИ в 2019 года было рассмотрено 2212 предложений, а на конкурс 2020 года -1832 предложения. Сельчане активно собирались на обсуждении проектов, например, в крупных районных центрах на собраниях присутствовало свыше 1000 человек: так в с. Чурапча Чурапчинского улуса для выбора проекта собралось 2835 человек, в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса -1840 человек, в г. Вилюйске – 1536 человек.

Для финансирования программы в бюджете республики ежегодно предусмотрены 500,0 млн рублей. Общая стоимость проектов, прошедших конкурсный отбор в 2019 составила 726,33 млн. рублей, в 2020 году 686,3 млн. рублей, а в 2021 году 692,7 млн. рублей. Вклад местных бюджетов в 2021 году составил 19,4%, со стороны населения и предпринимателей – 8,6%. На каждый рубль выделяемой из бюджета субсидии приходится 38 копеек средств дополнительного софинансирования.

Свежие новости

Онлайн-зачет по финансовой грамотности

С 30 ноября по 16 декабря 2021 года Банк России совместно с Агентством стратегических инициатив проводит четвертый Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности для населения и предпринимателей. Любой желающий может проверить,

Подробнее »

Всероссийский онлайн – зачет по финансовой грамотности для населения и предпринимателей

С 30 ноября по 16 декабря 2021 года Банк России совместно с Агентством стратегических инициатив проводит четвертый Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности для населения и предпринимателей (далее – Зачет). Любой

Подробнее »

Банк России приглашает предпринимателей на вебинар 18 ноября 2021 г.

Банк России приглашает дальневосточных предпринимателей научиться привлекать финансирование на фондовом рынке 18 ноября 2021 года состоится дальневосточный вебинар «Возможности привлечения финансирования для субъектов МСП посредством фондового рынка». На мероприятии дальневосточные

Подробнее »